На главную
На главную На главную Написать письмо На главную Карта сайта
Градиент
Rambler's Top100

« к списку статей

Периодизация истории псисхологии


ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

А.Н. Ждан

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н.э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). По словам Г.Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из них растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по чисто формальным признакам — хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологии XVIII в. и т.п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве Основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (см. схему).

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

VI в. до н.э. – V в.

Душа

Формирование двух направлений – материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении,

аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).

Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души
V – XIII вв.

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования

XIV – XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений.

Введение термина «психология»

XVII – сер. XIX вв.

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психологии.

Понятие о бессознательной психике.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Нач. XIX – б0-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств.

Соотношение между физическим и психическим.

Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки.

Экспериментальный метод.

Факты и теории ощущений и восприятии.

Формирование психофизики.

Формирование психометрии.

Учение о рефлексе

60-е гг. XIX в. – конец XIX в. Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении

Проникновение экспериментальных методов в психологию.

Формирование теоретических программ психологии.

Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную

на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.

Возникновение прикладных исследований в психологии.

Возникновение новых областей психологии

10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в. Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное.

Сознание в его общественно-

исторической

обусловленности.

Смысловая структура душевной

жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями.

Установка.

Развитие высших психических функции.

Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии.

Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.

Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.

Развитие психотехники и педологии в отечественной

и зарубежной психологии.

Развитие естественно научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.

Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Конец 30-х – 50-е гг. XX в. Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса.

Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых

отраслей и направлений: генетическая психология,

персоналистические концепции личности и др.

Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).

Развитие теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в. – конец XX в. Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении.

Личность

Возникновение новых на правлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.

Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке.

Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.


«История психологии: от античности к современности», М.: Педагогическое общество России, 1999, сс.7-11.

14.03.2011 
Современная личность: актуальные проблемы и пути их решения
17 марта 2011г., ИПРАН Тематическая сессия «Современная личность: актуальные проблемы и пути их решения»...
10.03.2011 
24-26 июня Конгресс по биосенсорной психологии
Открытый Международный конгресс по биосенсорной психологии. 24-26 июня 2011 года, Санкт-Петербург...
05.03.2011 
Сновидение и фантазия. Пространство грез
12 марта (суббота) 2011 года приглашаем Вас на лекцию из цикла "Двадцать лекций по введению в основы психоанализа"...
02.03.2011 
Акмеологические проблемы управления в современных условиях
Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии 29 апреля 2011 года организует межвузовскую научно-практическую конференцию "Акмеологические проблемы управления в современных условиях"...
25.02.2011 
26-27 февраля Зимняя Школа «Гильдия психотерапии и тренинга»
Гильдия психотерапии и тренинга. Зимняя школа "Личностные реформации, трансформации и деформации в профессии и жизни". 26-27 февраля 2011 года, Санкт-Петербург…
21.02.2011 
Приглашаем в психологический театр
Ассоциация креативной психологии приглашает Вас в феврале принять участие в интересных мероприятиях...
20.02.2011 
Вышла в свет книга "Психология управления совместной деятельностью: Новые направления исследований"
В издательстве "Институт психологии РАН" вышла в свет книга А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика "Психология управления совместной деятельностью: Новые направления исследований"...
архив новостей »

Дизайн и Система управляемых сайтов ©   МЦДИ «БИНЕК»